вчера и сегодня меня ждали совершенно разные сеансы в кинотеатре.
Прошлым вечером захотелось отдохнуть и посмотреть что-то веселое и из трех ваиантов я выбрал фильм "Безумное свидание", в котором приняли участие многие симпатичные мне артисты.
Наверное, я не буду расписывать о нем многое, ведь как ни крути, а кино получилось одноразовое, весьма американское (а как иначе, если даже изначальная идея фильма идет из традиций именно американских пар), но тем не менее с парой-тройкой неплохих шуток, которые неплохо дополняют средний уровень юмора в картине. Нормально. Ждал большего, конечно, но нормально. Будете в кино - посмеетесь, дома - не особо. И да, Феи - бесподобная женщина.
Вот и все о нем.
Ну, а сегодняшний сеанс - это первая англоязычная бельгийского режиссера Жако Ван Дормеля
"Господин Никто"
По весьма хорошей, но неофициальной статистике, дебюты на международной арене в ситуации, когда режиссер уже обладает определенным статусом и рядом оригинальных работ на своей родине, удаются. Из более-менее последнего, на ум приходят, к примеру "Мои черничные ночи" Кар Вая или картины Куарона. Почему?
Потому что техника съемки, приемы этих специалистов не столь знакомы большей части зрителей, а оригинальность - это то, за что можно любить фильмы по определению. Если это конечно не высоссанная из воздуха оригинальность ради оригинальности, о чем я уже не раз заикался.
Разумеется, выкидывая свои фокусы и номера своему новому зрителю, режиссер может показать ему лучшее, на что он способен. Ну и, не будем все-таки отметать момент под названием "желание понравиться". Это потом, уже после международного признания в процентном кол-ве работы идут на спад, это грустно, но это весьма естественный процесс и лишь единицы могут продолжать каждый раз новое кино с энтузиазмом.
Ну да ладно, до этого момента Дормелю далеко. И пока что даже очень далеко. И СЛАВА БОГУ!
Хм. Вы спросите: "Почему далеко? Неудачный фильм?"
Хм. Неудачный? Нет. Недооцененный. Непонятый. И СЛАВА БОГУ опять же.
Нет-нет, в душе мне грустно за режиссера, ведь работа им проведена грандиозная и, наверное, ему весьма обидно, что фильм затерялся на фоне того мусора, что появляется раз за разом.
Так вот я сужу не с позиции человека, а с позиции зрителя и я очень рад, что фильм не заинтересовал ни американский прокат, ни сделал большой рекламы на ведущих фестивалях. Все это в совокупности даст невероятную по размаху мотивацию Дормелю и, Боже мой, я даже представить не могу, какой может получиться его следующая работа!
Хорошо, действительно, не будем гадать, что там будет в будущем...потому что...НИКТО НЕ ЗНАЕТ СВОЕГО БУДУЩЕГО.
Это идея фильма.
Одна из десятка идей. Ага.
Именно эта каша, если смотреть на фильм поверхностнои ожидая от его просмотра поучительных советов, и сделала фильм совершенно непонятным. А на самом деле все очень даже просто. Но обо всем по порядку.
Так о чем это кино?
О любви? Да
О расставании? Да
О праве выбора? Да
О случайностях? Да
О шансе? Да
О фантазии? Да
Потому что он жизни. Жизнь сочиняется нами ежедневно, ежесекундно.
Чему учит этот фильм? Ничему. У него нет задачи "учить", у него есть задача "показать", а это разные вещи.
И это тоже причина того, что фильм для многих не имеет концовки.
Режиссер показывает и выставляет "детство" - как поводника человека в поиске своего "Я".
Постараюсь объяснить, что я и он имели ввиду. Вся история взрослого Никто показывает его жизнь в стереотипах с оглядкой на общество, от чего он теряется в жизни, от чего он теряет близких и любимых, но это не вина, нет-нет, да все так живут.
Принимать решения, когда ты взрослый, гораздо сложнее, нежели, когда ты ребенок. Так вот в детстве тебе ничто не мешает (давайте не будем брать проблемные семьи, договорились?) жить, как тебе хочется, ты наслаждаешься ею каждый день, безо всяких забот. Именно это и является поиском истинного "Я" по Дормелю. По его мнению, в обществе человек легко может потерять свою цель наслаждаться жизнью.
Так вот именно первое взрослое решение Никто служит отправной точкой для всего фильма и всех философских мыслей, которые мягко укрыты под пеленой этого красивейшего произведения.
Решение, которое необходимо сделать герою, это выбрать с кем жить дальше. С мамой или папой. Мощно, да?
Решение нужно принять за 2 минуты, ведь поезд на перроне не будет ждать каждого из 6 млрд человек (в 1974 все-таки другая цифра, но не суть)
А ему всего 9 лет.
Все, что будет после - это дробление жизни на новые ответвления и новые истории. Нельзя прожить жизнь одинаково, это более, чем логично. Но, если ты преследуешь определенную цель, то ты ее получишь. Просто через другие приключения, другие действия, но единственное и заветное оно придет.
В этом кино есть почти все мои любимые приемы. Вообще этот фильм - сказка монтажа. Если вы всегда задаетесь вопросом, "что такое качественный монтаж", то этот фильм едва ли не лучший ответ на ваш вопрос.
Перед нами лежит фотография и вот она оживает: мы на море, невысоко над водой летают чайки, а на горизонте плавают лодки, а вот мы уже в горах, с которых открывается красивый вид большого города. Это Нью-Йорк? Длинные авеню и небоскребы, знакомые лица. И...что это? У всех одинаковые лица? У всех одинаковые свитера в ромбик? Не может быть, но даже обои окрашены в ромбики. Что это? А это, друзья, обыденность жизни.
Осознав это, Никто выбегает на улицу и...вокруг ни души. Он вырвался, он живет. Он единственный человек, который не разучился наслаждаться жизнью!
Вот как-то так, примерно. Не по порядку, а по-символьно.
Режиссер не собирается отвлекаться и нудить по какой-то сцене, но пробегает ее быстро, символом обозначая то, что хотел сказать в сцене. Не успели мыслью? Ничего страшного, еще вернетесь и посмотрите, главное внимательней будете в следующей сцене.
Сцены...Они неповторимы, каждый раз новые, в новом антураже. Это касается и еще одного моего любимого приема - альтернативное повествование. В этом фиьме их не 2, а все 3. Основные. Сразу после выбора на Никто на железнодорожной станции. Но приготовьтесь, эти 3 будут делиться вновь и вновь на маленькие новые кусочки, ведь мы можем принимать разные решения, не правда ли?
Ну и бенефис. Квинтессенция всех фильмов, которые по статистике тяжело принимаются массовым зрителем - это не линейный временной континиум =)
Фильм то и дело перескакивает из одной истории в другую, из одного времени в другое. Это бооооольшая каша, но, еси в ней разобраться, то вы будете пребывать в восторге от того, как лихо все это удалось провернуть в ОДНОМ фильме.
Я уж не говорю, про голос за кадром - это меня всегда приводит в восторг.
Ну, а сама картинка фильма...Она тоже разная! Разный выбор, разные истории - значит разные краски.
Но только детство героя мы будем смотреть в ярких цветах, затем они будут показываться все реже и реже.
На протяжении просмотра не покидают мысли, что по отдельности я все это уже видел. Но контраст всплывающих образов и сцен настолько огромен, что ты понимаешь, перед тобой отдельный, независимый, оригинальный фильм.
Тыквер (Беги Лола Беги) - за манеру съемки
Крупная рыба - за теплоту детства героя и повествовательный стиль, рыбу в лобовом стекле и...за один общий саундтрек!
Фонтан - за фантазию и будущее Никто, за сцену оборота головы. Помните как у Аранофски: "Ты знаешь? Узнаешь"...а еще...еще, как две капли похожая сцена с прикосновениями губ Джекмана к щеке Вайс. Помните, как у нее волосы стали подниматься? Вот также.
Амели и Влюбись в меня, если осмелишься... - за яркость и опять же съемку
Малхолланд Драйв - за перескоки во времени и символизм
Форрест Гамп - за 3 сцену с конца, очень близко к перышку, ага
Бенджамин Баттон - за рождение старика и опять же за похожую сцену с часами в концовке
Эффект Бабочки - привет Линчу, но прежде всего за молодежную направленность
Матрица - за философские вопросы про то, что нас нет, что все воркуг "строит" за нас наша жизнь
Реквием по мечте - уже за одни только голубые глаза Джареда Лето
Магнолия - за отсутствие морали и нравоучений и за идеи о случанойстях и возможности выбора
Кстати, о "Баттоне". Моей любимой сценой в том фильме так и осталась, когда за 5 минут героиню Бланшетт один раз сбивает, а в другой раз не сбивает машина. Там этому уделено всего 5 минут. Здесь - весь фильм.
Про актеров я говорить не буду ничего, ибо каждый вписался в образ поразительно точно, что я ставлю в плюс по-прежнему режиссеру и сценарию прежде всего. Но в качестве лишней рекламы добавлю, что кроме Лето, в кино снялась и красивейшая и милая Дайана Крюгер, а также Рис Иванс (помните, мега-диджея а-ля Галлахер в "Рок-волне?). Кстати, в одной сцене снялся и сам режиссер, впрочем, не ищите.
А ведь еще есть музыка. Я не знаю, есть ли в доступе целый саундтрек, не искал, но музыка - отдельной строкой моего восхищения.
Дормель чуть не погиб в детстве, а затем пытался через разные виды деятельности получить от жизни больше, чем он имеет, но "призвание" получил в профессии клоуна. И лишь потом начал снимать кино.
Говорят, что клоуны - грустные по жизни, но их обратная сторона покорять юмором зрителя затмевает истинные черты и проблемы.
Дормель возможно и отобразил в этой истории что-то связанное с ним, но сделал это опять же через символы и недосказанность да и зачем? Ведь он снимает кино для всех. Жаль, что к фильму лишь спустя время начали приходить восторженные отклики.
Не нужно искать правильный ответ: "да" или "нет". Можно найти совсем другое решение.
это, друзья,
ШЕДЕВР
Пожалуйста, не упустите возможность и посмотрите его
а вот и общая песня, что и в Крупной рыбе
http://www.youtube.com/watch?v=GMezwtB1oCU
послесловие
Я давно не прогуливался по центру родного города, хотя очень его люблю. Сегодня, чуть раньше уйдя с работы специально для фильма, я неспеша решил пройтись от Охотки до Арбата.
К/т "Художественный" был мои первым кинотеатром в жизни. С тех пор я там никогда не был, побывав за последующие годы, наверное, в каждом зале Москвы.
Билет на сеанс был в маленький зал при практически обычных офисных стульях. Говорить, что комната (залом назвать ЭТО сложно) была полна, наверное не стоить, ведь забить ее ничего не стоило. Но публика подобралась приличная, отчего от просмотра было получено обоюдное удовольствие - возвращение в старейший зрительный зал страны удался на все 100%. Дело-то совсем не у удобстве зала, а в фильме.
Досмотрев титры, узнав, что героя в 118-летнем возрасте тоже сыграл Лето (а вопросы по этому поводу возникли у каждого сидящего в зале), я вышел на улицу. Еще не было темно. И мой путь лежал домой, ведь до метро там буквально 5 минут.
И в момент, когда мне следовало сделать всего 10 шагов, чтобы открыть дверь в переход метро (ну, на Арбатской нет на самом деле перехода, вы знаете), я вдруг решил резко повернуть налево и пройтись в обратном направлении до Охотки вновь.
И в 40 метрах от меня перпендикулярным курсом шла девушка. Показалась симпатичной, хоть я и без очков был. Шла быстро и я бы вряд ли ее догнал, даже если бы захотел. Ну..если только очень-очень.
И вот навстречу ей проследовала молодая пара, веселая и увлеченная своим разговором. И через пару секунд, когда они прошли мимо нее, они вдруг оборачиваются и окликают ее.
А я тем временем уже настигаю их всех.
Оказалось, что это бывшие одноклассницы и они давно не виделись.
Вы спросите, откуда и как я успел это узнать?
Вы не поверите, когда я подошел совсем близко, оказалось, что та симпатичная девушка - моя двоюродная сестра!!
Вот он, момент выбора. Я мог ехать домой уже.
Немного перебросившись словами с ними со всеми, мы потом с сестрой (а нам было по пути - она в Манеж шла) продолжили дорогу и спустя еще минуту перед глазами возникла вывеска местной творческой лавки - "Архитекторы жизни".
Знаете, в каком фильме я слышал это словосочетание буквально 5 минут до этого? В "Господин Никто".
да, это шедевр
Отредактировано Better Man (21.04.2010 23:17)