Можно с уверенностью говорить, что фильм по произведению Дэна Брауна «Код да Винчи», съемки которого начинаются в Париже, повторит успех книги. В течение двух недель музей «Лувр», перекресток загадок, будет открыт и днем, и ночью. Там, под стеклянной пирамидой, которой писатель Дэн Браун придает сатанический смысл, поскольку по желанию бывшего президента Миттерана она состоит из 666 фрагментов, и будут проходить съемки. В действительности стеклянных фрагментов 793, и нет никаких данных о том, что бывший французский президент, насколько бы дьявольским не было его правление, имел отношения с темными силами. Затем съемки переместятся в Большую галерею итальянской живописи, где и будет заколот ножом куратор музея Соньер, хранитель тайны Священного Грааля.
С этого преступления и следов крови, которые ведут к разгадке тайн Леонардо в портретах Моны Лизы и «Мадонны в скалах», начинается охота за тайнами, в которой участвуют ученый Роберт Лэнгтон (актер Том Хэнкс) и женщина-полицейский Софи (Одри Тоту). Преследует их несгибаемый французский инспектор, который считает их виновными в совершенном преступлении.
Фильм американского режиссера Рона Ховарда, представляющего кинокомпанию Columbia, создает интригу еще до начала съемок и показа. Книга способствовала привлечению внимания к Леонардо и росту посещений туристами-паломниками мест, упомянутых в произведении. И поскольку изотерическое и таинственное никогда не примирится со священным и реальным, перед съемочной группой, как проклятье, возникают первые препятствия.
Церковь Сен-Сюплис, место совершения второго преступления, будет закрыта для съемок. По Парижу прошел слух о том, что архиепископ против этих съемок, поскольку произведение было осуждено Ватиканом и Англиканской церковью. Но священник Поль Рамуне выступил против Голливуда скорее из практических, чем из теологических соображений. «Сен-Сюплис посещают до полумиллиона человек в год, а после успеха «Кода» посетителей стало еще больше. Мы проводим по шесть месс в день, помимо обрядов крещения и отпевания. Мы не может остановить все это из-за фильма, и, по правде говоря, продюсеры даже не вступали с нами в контакт. Скорее всего, мы скажем «нет» любым фильмам, за исключением съемок о жизни Папы. Книга? Я ее прочитал на английском языке, еще до того как она стала бестселлером. Это очень хороший детектив, он читается с удовольствием. Но в нем очень много неточностей, выдумок, дискредитируется Церковь и демонстрируется наивность».
Вероятнее всего, съемки будут проводиться в павильоне, воспроизводящем все подробности, которые тысячи туристов-читателей приходят увидеть в Сен-Сюплис, в базилике в стиле барокко. Она таких же размеров, как Нотр-Дам, и восстановлена согласно легенде на развалинах храма в честь египетской богини Изиды. В романе Брауна Мона Лиза является анаграммой, в которой Леонардо изобразил богов плодородия: Амона и Изис (Изиду): решение, при помощи которого выражен главный тезис книги, женитьба Иисуса на Магдалине.
В церкви, где крестили Бодлера и маркиза де Сада, имеется много интересного. Латунная полоса, разделяющая храм, как лезвие, – меридиан Парижа. Луч солнца, проникающей через витраж, отражается на обелиске, установленном на конце меридиана и обозначающем точку солнцестояния. В романе и в фильме обелиск станет еще одним этапом разгадки тайны.
Аналогичные трудности встречаются и в Лондоне, где представители Вестминстерского аббатства уже сказали «нет» съемкам фильма. «Код да Винчи» – это опасная книга, и мы не можем одобрить исторические и религиозные домыслы, содержащиеся в ней».
Кое-кто из главных действующих лиц способствует нагнетанию ажиотажа вокруг фильма. «Я очень суеверна. Пока не начнется съемка, я не буду уверена, что сыграю свою роль», – сказала актриса Одри Тоту.
«Код» обещает вернуть Парижу его имидж. Преступления, заговоры и преследования связаны с самыми известными площадями, события происходят у самых известных памятников города. Каждому их них Дэн Браун придает нотку легенды, чтобы создать детектив. Кроме Эйфелевой башни, в отношении которой проявляется англосаксонский снобизм: «Для страны, прославившейся благодаря мужскому началу и адюльтеру, это прекрасный национальный символ: эрегированный фаллос высотой 300 метров». Благодаря выдумкам и чепухе, может быть, мы попадем в цель, идя от фантазии к исторической хронике – для проверки.